Select Page

Из прошлого в будущее. Что и где обновили в Москве по программе «Моя улица»

Кремлёвское, Бульварное, Садовое 

Итоги лета таковы: приведено в порядок 118 улиц и площадей, заменено 1,5 млн кв. м покрытия проезжей части, убрано под землю 284 км воздушных кабельных сетей, установлено 6 тыс. светильников (в том числе 1400 исторических), уложено 840 тыс. кв. м гранитного мощения. Впереди — благоустрой­ство набережных, строительство новых дорог, обновление парков и зон отдыха.

Завершение основных работ пришлось как раз на «день рождения» Садового кольца. В начале сентября эта улица без начала и конца (которая когда-то и улицей не была вовсе, представляя собой прежде земляные валы, а потом непрерывную цепь плодовых садов) отметила своё 425-летие. К юбилею Садового кольца с него были убраны ограждения, ушли рабочие и строительная техника. А пешеходы получили в своё распоряжение широкие тротуары, отремонтированные фасады зданий, клумбы, скамейки и вообще всё, что нужно для того, чтобы ощущать себя в городе комфортно.

«В 2017 г. мы полностью завершили благоустройство всех трёх колец Москвы — Кремлёвского, Бульварного и Садового, — говорит руководитель Департамента капитального ремонта Моск­вы Алексей Елисеев. — Наиболее сложным объектом было Садовое, тем не менее мы выполнили все запланированные работы в срок.

Надо сказать, что изначально проект «Моя улица» был задуман и реализовывался для пешеходов. Ведь, как ни крути, именно человек на своих двоих, а не автомобилист является главным персонажем любого российского города. Поэтому к нему и повернулась лицом «Моя улица».

В 2012-м проект стартовал с создания нового пешеходного маршрута длиной в километр, который протянулся по улицам Рождественка, Кузнецкий Мост, Столешникову и Камергерскому переулкам. Этот стартап показал, насколько популярны у горожан и туристов хорошо оборудованные общественные пространст­ва, в пределах которых люди не просто бегут из дома на работу и обратно, а могут ещё и проводить свободное время. 

Стало понятно, в какую сторону двигаться дальше. В 2013-2014 гг. комплекс город­ского хозяйства Москвы создал новые пешеходные пространства — в этот раз на улицах Никольская, Большая Дмитровка, Пятницкая, Маросейка, Покровка, Забелина. 

И тогда в 2014-м столичное правительство приняло решение о создании отдельного проекта «Моя улица», который будет работать в рамках Государственной программы Москвы «Развитие городской среды». 

«У «Моей улицы» пять главных идей — комфорт, без­опасность, экологичность, идентичность и разнообразие, — поясняет А. Елисеев. — Вот основная стратегия реализации изменения внешнего облика столицы».

С видом на Белорусский вокзал

Одним из последних примеров создания новых урбанистических пропорций, если можно так сказать, стала площадь Тверской Заставы у Белорусского вокзала. Хотя совсем недавно этот участок Москвы хотелось побыстрее миновать.

Площадь была кардинально перепланирована. Сюда от Лесной улицы проложены трамвайные пути, и теперь современные низкопольные вагоны подвозят пассажиров прямо к центру площади, откуда можно пойти хоть на автобус, хоть на поезд. Значительно расширены тротуары, что актуально для тех же пассажиров, торопящихся с чемоданами на вокзал. Появилось несколько дополнительных пешеходных переходов, оборудована парковка для автомобилей, восстановлены исторические фонари. В центре площади разбит небольшой сквер, откуда открывается вид на Белорусский вокзал и церковь Николая Чудотворца. На Заставу после многолетнего отсутствия вернулся отреставрированный памятник Максиму Горькому.

«Улица Тверская и площадь Тверской Заставы — знаковые объекты этого года, — подчерк­нул А. Елисеев. — Площадь много раз меняла свой облик, было много идей и предложений относительно её наполнения. В итоге в рамках «Моей улицы» ей вернули исторический облик и создали здесь современное пространство — главным образом, для пешеходов и тех, кто пользуется общественным транспортом. Площадь Тверской Заставы — большой транспортный узел, где всё рядом: метро, железнодорожный вокзал, остановки общественного транспорта, даже аэроэкспресс в аэропорт «Шереметьево». Работы ещё продолжатся, осенью мы высадим деревья, установим скамейки и урны. До конца года всё завершим».

От Никольской до Зарядья

Работы не прекращаются и ночью. Например, трамвайные пути на площади Тверской Заставы были проложены всего за две ночи. А коммуникации, которые тянутся под обновлёнными московскими улицами, прокладывались ещё с прошлой осени — ведь любой ремонт начинается с инженерных сетей. 

Круглосуточный режим работы, отсутствие выходных для столичного комплекса городского хозяйства, шум техники и недовольные прохожие, пробирающиеся по узким тропкам мимо заграждений, — в таком режиме жил город летом. Зато сейчас недовольства стало меньше.

Огромный поток людей в эти дни направляется в сторону парка «Зарядье», ставшего новой точкой притяжения для горожан и туристов. Да и вокруг «Зарядья» город преобразился так, что, например, приезжий, давно не бывавший в центре Москвы, рискует вовсе не узнать некоторые улицы.

Например, Рыбный переулок превратился в пешеходную зону. Там, где раньше были хаотично наставлены автомобили, а пешеходы с трудом пробирались по узеньким, не шире одного метра, тротуарам, сегодня устроен променад для гуляющей публики. Машины тоже могут проезжать, но только спецтехника и только в экстренном случае — уборки, аварии или ремонта. Главными хозяевами старинного московского переулка стали пешеходы. 

«Этот переулок — часть нового исторического маршрута, пешеходной «магистрали». Она идёт от Никольской улицы, включает в себя Рыбный и Богоявленский переулки, проходит через Биржевую площадь и выходит к парку «Зарядье», — продолжает А. Елисеев. — Мы обновили фасад Гостиного Двора, этой жемчужины города Москвы, отреставрировали многие здания, оборудовали освещение, которое неузнаваемо преображает московские улочки в тёмное время суток. Думаю, этот маршрут поможет многим взглянуть на столицу по-новому».  

Пешеход рулит!

Принятие решений о создании отдельных пешеходных зон — одно из самых трудных и ответственных, которые приходится принимать московским властям. Ведь перепланировка и изменение направлений автомобильных потоков — задача непростая, и здесь необходимо соблюсти тонкий баланс между интересами различных групп населения.

В нынешнем году решения об «изгнании» машин пришлось принимать в отношении Рыбного и Богоявленского переулков и Якиманской набережной. Одно из главных правил московского благоуст­ройства — достижение оптимального баланса между транспортной доступностью места и комфортным нахождением в нём. Но приоритетом остаётся удобство города для людей, а не для автомобилей.

Поэтому всё больше площадок в столице становятся популярными местами для прогулок и отдыха, на них появляются новые магазины, кафе, фуд-корты, проводятся городские праздники, фестивали, ярмарки.

Результат лучше всего иллюстрируют цифры: количест­во пешеходов в городе увеличилось как минимум в два раза (в центре — вчетверо), с 1377 до 2000 выросло количество летних кафе, миллион человек этим летом воспользовались прокатом велосипедов, а 75 млн приняли участие в уличных фестивалях. Один из важнейших показателей — количество туристов: по сравнению с 2010 г. оно в Москве возросло с 12,8 млн до 17,5 млн. А это неплохая прибавка в городской бюджет — ведь туристический бизнес является очень доходным.

История из-под земли

В процессе благоустройства Москва не только изменила внешний вид, но и помогла москвичам узнать больше о своей славной и долгой истории. Все работы на улицах и площадях проводятся в сотрудничестве с археологами. 

«За последние два года мы серьёзно продвинулись в совместном планировании сроков работ с Департаментом капитального строительства и сейчас находим в этом полное взаимо­понимание, — рассказывает исполнительный директор Столичного археологического бюро Мария Молошникова. — За время работы мы обнаружили 10 тыс. находок, причём всё это значимые археологические предметы — топоры, шумящие подвески, посуда, наконечники стрел. Многие находки датируются вторым, третьим, четвёртым тысячелетием до нашей эры и позволяют спроецировать на археологическую карту зоны заселения древним человеком современной московской территории. Большинство находок обнаружено на Сухаревской площади, чего никто не ожидал. Много интересного преподнесла и Биржевая площадь — там найдены артефакты домонгольского освоения территории (это конец XI — начало XII века, то есть период ещё до первого летописного упоминания Москвы). Все находки, которые мы обнаруживаем, постепенно передаём в Музей города Москвы».

Некоторые артефакты в силу своих размеров и исторического значения остаются там, где были найдены, и превращаются в экспонаты под открытым небом. Такова, например, историческая брусчатка в нескольких уголках Москвы (на Театральной площади, Сретенке, Петровке, на тротуаре возле метро «Баррикадная»), подземная часть палат Нарышкиных на Петровке или фрагменты цокольного этажа церкви Всех Святых на Кулишках, расчищенные и помещённые под стекло. 

Наиболее масштабным археологическим объектом, который нельзя ни с места сдвинуть, ни в музей отнести, стал 54-метровый отрезок стены Белого города на Хохловской площади. Обнаружен он раньше, но что с ним делать, решили теперь.

«Это памятник фортификационного искусства 1586-1593 гг. постройки, фундамент и частично цокольная часть третьей московской крепости — стены Белого города, — продолжает М. Молошникова. — Она существовала до конца ХVIII в., потом была разобрана, и до сих пор её отголоски мы встречаем в московской топонимике: Покровские, Яузские, Мясницкие ворота — речь идёт о воротах той самой стены».

Уникальный фрагмент решено было музеефицировать, это решение поддержали и моск­вичи на портале «Активный гражданин». Строители и археологи обработали фундамент особыми составами, и теперь горожане любуются белым камнем давно исчезнувшего Белого города, пытаясь вообразить, каким же был их город в те незапамятные времена.

«Только в этом году мы обновили 118 московских улиц и площадей, — подводит итог А. Елисеев. — Закончены работы на Бульварном и Садовом кольцах, приведены в порядок площадки вокруг многих станций метро. Особое внимание уделяем набережным, их благоустройство продолжается. Основные работы закончены, но предстоит ещё завершить ремонт цоколей зданий, впереди установка светильников, высадка деревьев. Но всё самое главное сделано, улицы открыты для людей».

Источник: aif.ru

Информация

Статистика с сайта

Объявления